Прокуратура Кузоватовского района

Информация

Главная » Статьи » Мои статьи

О противодействии схемам обналичивания, транзита и вывода денежных средств за рубеж

Необходимо отметить, что понятия "обналичивание денежных средств", "перевод денежных средств за рубеж" сами по себе - термины гражданского оборота, используются в законодательстве и подразумевают легальную деятельность хозяйствующих субъектов. Вместе с тем в последнее время эти понятия все больше используются для определения преступных проявлений как на бытовом уровне, так и в следственной и судебной практике. Уклонение от уплаты налогов, выплата "серых" зарплат, вознаграждения коррумпированным чиновникам, хищение бюджетных денежных средств - все эти явления современной предпринимательской деятельности производны от незаконного обналичивания и вывода денег за границу.

Проблема преступного обналичивания денежных средств, а также утечки капитала за рубеж не один год обсуждается в политических и финансовых кругах. При этом отмечается тотальность этих явлений, их проникновение во все секторы экономики и бессилие государства перед ними вследствие несовершенства действующего законодательства, коррумпированности органов государственной власти и иных факторов.

Наиболее распространенная схема преступного вывода денежных средств за рубеж - заключение импортных контрактов с заграничными юридическими лицами на поставку товаров (совершение работ, оказание услуг) с переводом значительных сумм без намерения получить товар (работы, услуги). При этом используются подложные таможенные документы (грузовые таможенные декларации), свидетельствующие об исполнении контракта, представляемые в банк.

В настоящее время существует практика возбуждения дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП за нарушения требований валютного законодательства по невозвращению из-за границы денежных средств организациями за неввезенные товары (неоказанные услуги, невыполненные работы), в том числе с использованием подложных таможенных документов. Работу по выявлению указанных фактов ведут налоговые и таможенные органы в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Административные материалы налоговых и таможенных органов в соответствии со ст. 28.8 КоАП направляются для рассмотрения в органы валютного контроля территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выносятся постановления либо о назначении административного штрафа в отношении юридического лица, либо о прекращении дела об административном правонарушении (в связи с истечением срока давности, отсутствием события правонарушения).

Вместе с тем необходимо отметить, что привлечение органами Росфиннадзора юридических лиц к административной ответственности, наложение штрафов и последующее направление материалов в правоохранительные органы для дачи уголовно-правовой оценки совершенным действиям реального противодействия этому виду преступности не оказывают, а факты возбуждения уголовных дел единичны.

Одна из основных проблем противодействия такой преступности - вопрос квалификации деяний.

Так, изложенную схему вывода денежных средств за рубеж без реальной поставки товара возможно было бы квалифицировать по ст. 193 УК, предусматривающей уголовную ответственность за невозвращение в РФ средств в иностранной валюте. Вместе с тем квалифицировать противоправные действия по этой норме УК не представляется возможным, так как в указанных случаях фактически сделка осуществлена не была, а под видом сделки прикрывалась противоправная деятельность, связанная с выводом денежных средств за границу. Кроме того, специальный субъект указанного преступления - руководитель организации, в большинстве случаев являющийся "номинальным" и к деятельности фирмы какого-либо отношения не имеющий.

Категория: Мои статьи | Добавил: kuzovatprok (14.07.2018)
Просмотров: 8
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Категории раздела

Мои статьи